История канала, соединяющего Волгу с Доном, восходит к временам Петра 1.
Еще в 1690 году великий преобразователь задумал соединить с помощью канала Каспийское и Черное моря. Смело размахнулся первый Российский Император, но не соразмерил свой замах с возможностями тогдашней России, и осталось от той задумки только необычное название одной железнодорожной станции между Камышиным и Волгоградом — «Петров Вал».
Шли столетия, вопрос Волго-Дона витал в воздухе, но не находил практического решения. На это было много причин.
И вот наступил 20 век!В 12 часов 40 минут 31 мая 1952 года донские воды докатились до ворот второго шлюза. В 13:35 ворота открыли и в это же время сняли перемычку первого шлюза. Воды Волги и Дона хлынули навстречу друг другу. Торжественное открытие канала состоялось 27 июля 1952г.
08 июля 2022 года Волгоградский район гидросооружений и судоходства — филиал ФБУ «Администрация «Волго-Дон» торжественно отметил 70-летний юбилей Волго-Донского судоходного канала. Огромное количество работников нашего предприятия получили заслуженные награды, звучало множество поздравлений, пожеланий и добрых слов. На сцене выступал фольклорный ансамбль «Алатырь» Донского района гидросооружений и судоходства, руководитель ансамбля — Даниил Саломатенко, с великолепными музыкальными номерами. Мероприятие прошло в теплой, дружной и веселой обстановке.
А 14 июля 2022 года состоялась встреча с неработающими ветеранами Волго-Дона в музее «Истории Волгоградского района гидросооружений и судоходства», на которой вспомнили историю строительства Волго-Донского судоходного канала, провели вкусное чаепитие, поделились дорогими сердцу воспоминаниями, посмотрели исторический фильм о создании канала и многое другое. Почетные гости предприятия стали первыми посетителями музея, после недавно завершенной его реконструкции.
Основной деятельностью Волго-Донского судоходного канала является судопропуск, и вот уже 70 лет, это грандиозное сооружение обслуживают люди разных профессий: инженеры-гидротехники, механики, энергетики и много-много не менее важных специалистов. Несмотря на то, что шлюзы Волго-Донского судоходного канала были построены в середине прошлого века, сегодня они выглядят современными и высокотехнологичными гидросооружениями, с высокой судопропускной способностью.
Уважаемые коллеги, от всей души поздравляем с юбилеем Волго-Донского судоходного канала! Желаем крепкого здоровья, успехов, развития и процветания, а самое главное активной безаварийной навигации!